Граффити: от вандализма к искусству
Эти проявления индивидуализма стали вызовом нарастающей вездесущности брендинга
1980s

ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ ГРАФФИТИ

Отправной точкой в истории граффити считается публикация в газете The New York Times
Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.


Кто придумал граффити у нас?
Основоположником данного направления считается подросток по имени Деметриус, который первый написал свой тэг (прозвище) TAKI и номер улицы, на которой он обитал – 183, и стал первым тэггером, прославившимся на весь город. Его подпись стала узнаваемой, и его стали копировать другие тэггеры, используя причудливые шрифты для своих имен, совершенно не заботясь об их читабельности. Позже искусство граффити затянуло и художников, и, если раньше для написания пары слов подростки использовали обычные маркеры, то позже в ход пошли баллончики с аэрозольной краской и наконечники различной толщины, с их помощью художники могли работать с цветом, создавать работы ничуть не хуже, чем на холсте, и соревноваться между собой. Сейчас мы можем увидеть полноцветные «объемные» работы или даже работы, выполненные в 3D.


Искусство граффити всегда подвергалось гонениям. Люди, стоящие на страже порядка и закона, считали и считают до сих пор, что даже высокохудожественная роспись муниципального имущества представляет серьезную угрозу обществу.
В Россию граффити пришло пятнадцать лет спустя: сначала русские художники копировали творчество зарубежных коллег, потом стали изобретать, придумывать свои стили и способы рисования. Граффити стало так модно, что даже не умеющий рисовать взял в руки маркер. И вскоре в стране стало сложно найти подъезд, где стены не были бы изуродованы надписями и рисунками горе-художников.


В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.





Первый и, пожалуй, самый известный факт о Бэнкси — это художник инкогнито. До сих пор нет 100%-ных сведений о том, кто именно скрывается под маской обезьяны и черным худи, хотя версий на этот счет существует немало (одна из них гласит, что это Роберт Дель Ная из Massive Attack, а другая — что это группа разных художников). «Люди думают, что анонимность была таким маркетинговым ходом Бэнкси. И это так, но это было сделано не намеренно. В его случае анонимность больше самосохранение, чем самореклама», — говорит Стив Лазаридес, агент Бэнкси, который работал с ним 11 лет. Иметь агента в случае Бэнкси — необходимость. По большей части именно с его/ее помощью художник контактирует с окружающим миром. Как только маска неизвестности будет сорвана, его работы перестанут быть «голосом простых людей», а превратятся в одиночный пикет. Его личность не должна отвлекать зрителя от его высказываний. «Если вам есть что сказать людям и вы хотите, чтобы они вас услышали, носите маску», — говорит Бэнкси.
Приблизительно с 2000 года Бэнкси перешел на рисование граффити при помощи трафаретов: данная техника позволяла наносить рисунки гораздо быстрее и тем самым избегать полиции. Тогда же Бэнкси стал специализироваться на юмористических или провокационных граффити, затрагивающим острые политические и социальные темы, он выражал протест против капитализма и общественного конформизма. По мнению искусствоведов, стиль Бэнкси был продолжением художественной манеры другого признанного художника и одного из основателей трафаретного граффити Блека Ле Рата (Blek le Rat).

Бэнкси
Британский граффитист

1992
История одного художника: Бэнкси
ЧЕЛЯБИНСК
Уходящий 2020 год выдался богатым на новые муралы: во-первых, в регионе проходил международный фестиваль «Культурный код», во-вторых, сразу после него запустили областной этап мероприятия.
Вместо скучного серого бетона появились цветастые детские рисунки на улице Братьев Кашириных. В проекте использовали художества учеников челябинской школы № 127, в которой занимаются воспитанники с нарушением зрения. Их работы адаптировали под уличное искусство и нанесли на опоры моста на пересечении со Свердловским проспектом. Работали над красочным оформлением переезда несколько дней и завершили работы в сентябре. На создание граффити ушло 300 литров фасадной краски разных цветов.
Надписи на граффити напоминают жителям мегаполиса о простых, но важных вещах: «Позвони маме», «Чувствуй», «Действуй», «Загадай желание».
А вот эпоха Возрождения в Челябинске — что-то новенькое! Творение главного скульптора Ренессанса Микеланджело украсило Комсомольский проспект в 2021 году. Проект реализовала компания «Ростелеком». Хорошо узнаваемому красавцу-Давиду челябинские граффитисты дали в руки планшет, облачили в стильный деловой костюм, дополнили образ беспроводными наушниками.
Подборка граффити в городе Челябинск
Верблюд времен Великого шелкового пути напоминает об истории региона
Граффити вместо ржавчины
Девушка с караваем