Советские агитационные плакаты 20х - 30х годов

Искусство в разных своих проявлениях всегда обладало большим влиянием на общество.

Плакат, получивший звание «жанра» в 19 веке, быстро приспособили под нужды рекламы и пропаганды.

Завоевать симпатии масс яркими картинками с праведными лозунгами, что может быть проще?
Вот и Советы не стали отказываться от данного направления пропаганды во имя трансляции правильных, с точки зрения власти, мысли.
Плакатное искусство расцвело в годы Гражданской войны и становления народного хозяйства. Дальше эта форма агитации подстраивалась под нужды конкретного временного промежутка.

Мы не будем тратить ваше время на путешествие по чертогам разума и напомним, какие исторические события повлияли на формирование тематики Советского постера 20х-30х годов:
  • 1918 – 1922: Гражданская война (в эту же пору определяется основная движущая сила внутри страны – большевики)
  • 1920: НЭП. Конструктивизм и прочие авангардные течения
  • 1930: Индустриализация. От авангарда к соцреализму
Для советского человека плакаты можно назвать цветастым «домостроем» с краткой выжимкой самого главного. А для нас с вами – наглядным пособием, объясняющим отношение власти тех лет к разным аспектам жизни.
Легко и просто!

Среди всего тематического многообразия далее мы выделим несколько примерных направлений пропагандистского искусства и разберем каждое из них отдельно и подробно.

Политические плакаты (Революционные и не только)
Рассказывать про советские плакаты, не поставив на первое место политическую пропаганду — чистого рода кощунство. Начнем с базы, а именно с захвата власти большевиками. Естественно, каждый лидер СССР получил хвалебную листовку в свою честь.


Как лучше завоевать доверие граждан, рассказывая про кровавые расправы над монархами, меньшевиками и всеми неугодными? Ну конечно во всех красках! То есть через яркий и отчасти юмористический плакат!

Да и в целом постер с лозунгами — чудесный способ показать гражданину все основные устои советского общества.
В эту же категорию входит и антирелигиозная пропаганда, которую так хорошо распространили в 20е-30-е годы. В 1925 году на базе газеты «Безбожник» был организован СВБ — Союз воинствующих безбожников, который продержался почти 20 лет. Для нас сейчас «Безбожник» становится кладезью антирелигиозных иллюстраций.
Конституция вплоть до 1925 года гарантировала «свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды» поэтому такая активная деятельность, возведенная вокруг любителей «опиума для народа» была вполне законной.
По факту говоря, чаще учитывалась лишь последняя часть постулата, и антирелигиозные постеры получали все более извращенное исполнение.

Просветительский плакат
Эта тематика затрагивала не государственные законы, а жизненные. Библейские заповеди здесь трансформируются в «не кури, не пей пиво, не лежи на диване после обеда, учись грамоте, работай на благо всего общества».

Здоровый образ жизни безусловно важен, вспомните сами, как в начальной школе учителя говорили о важности зарядки по утрам, употреблении здоровой пищи. Но давайте по-честному, как много людей сейчас продолжают соблюдать правила ЗОЖ без передышки? А вот советские граждане соблюдали! Сложно было этого не делать при таком количестве постеров, призывающих к труду и спорту.

Особое место в ряду просветительских плакатов в советское время занимали плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Тематический охват их был самым разнообразным: вред абортов, вред беспорядочных половых связей, призывы своевременно обращаться к врачам, мыть руки перед едой, дружить с носовым платком, правильно питаться, правильно ухаживать за детьми, надевать головные уборы на солнце и множество других тем.

В годы гражданской войны помимо битвы Красных и Белых велась борьба против безграмотности. Плакаты кричали о важности чтения книг и библиотек.
При НЭПе отдельной в отдельную категорию вышли постеры против проституции, хулиганства и аморальщины.
Даже дети не остались без своей доли агитации. Ну а что, все ведь на равных в советском обществе. Детские сады, сиротские дома и школы снабжались листовками и плакатами, посвященными дисциплине, учебе, образцовым октябрятам и пионерам.
Отдельного внимания удостоилась борьба с алкоголизмом и пьянством в стране. Сложно сказать, что работало действеннее: кодирование или постер «Из рабочей гущи выгоним пьющих!» А. Черномордика и И. Янга (1929).

Рекламные плакаты

Отечественное производство необходимо поддерживать. Возможно, подобную мысль и взяли на вооружение художники ХХ века. В СССР распространялись рекламные постеры, посвященные отдельным продуктам и маркам, услугам и предметам быта.
Через графику плакатов рекламировалось все, от зубной пасты, до государственных организаций (привет, «Аэрофлот»).

Отдельно пропагандировались издания. Плакаты призывали к чтению журналов, газет, книг, брошюр от конкретных изданий.

Глядя сейчас на все эти плакаты, невольно думаешь о масштабной производстве любых товаров и услуг на территории страны.
Ну и конечно, нельзя не сказать про агитацию путешествий внутри страны и посещения отечественных театров и парков.
ВЫВОД(!)
На примере графического многообразия плакатов СССР можно четко увидеть принцип «что нарисовано рукой советского художника с целью пропаганды, не вырубишь топором». И ведь правда, с 1920 года прошло больше 100 лет, но люди до сих пор делают фотожабы на основе постеров того времени, помнят и даже чтят труд агитаторов. Да, сложно найти пропаганду, которую бы тыкали тебе в лицо еще больше. Но также сложно не оценить своеобразную любовь к содеянному, изобретательность, с которой люди подходили к своей работе.
Хто мы?
  • Влада Михеева Александровна
    Начальник
  • Настя Шишкова Александровна
    Зам начальник
  • Соня Петрова Павловна
    Скорлупа