Божественное СМИ Челябинска
Об истории конфессиональной журналистики, сектах и попах блогерах.
Религиозная протожурналистика
1917
Тематической прессы нет. Вопросы религии вместе с другими остросоциальными темами обсуждаются на страницах литературных произведений.
К 1917 году в Челябинске 17 православных церквей. При всех действуют церковно - приходские школы. Выпуск газет не ведется ввиду малограмотности населения. Церковь является опорой государственности, выполняя коммуникативную функцию между
населением и властью.
Время «научного атеизма»
1917 – 1991

Советская власть подавляет религиозные общины, сокращает количество храмов и приходских школ. Официальные СМИ формируют негативный образ верующего человека. Религия оказывается в ведении государства, при этом отделена от него на основании декрета Ленина 1918 г. Тематическая пресса существует в самиздате и печатных изданиях завозимых из-за рубежа.

Фельетоны, антирелигиозная политика, митинги
В конце 20-х – начале 30-х годов в Челябинске пытаются организовать процесс против, якобы существующего в городе, «Союза спасения России». По делу «активное сопротивление силовым действиям Советской власти против церкви» проходят известные в городе священнослужители. Показательна и другая история простой верующей, бухгалтера магазина г. Челябинска Зинаиды Александровны Ивановой. Арестована в 1941 году по обвинению в распространении религиозной литературы. Основание: переписанные по памяти Библейские тексты в тетрадях.
Духовный бум
1991 – 1997
После развала СССР население отчаянно ищет новые ценности. Под влиянием спроса появляется множество религиозных, эзотерических и нью - эйдж объединений, которые говорят о себе через распространение самиздатных книг, брошюр и газет. Также для привлечения аудитории активно используется Интернет-среда.
  • Газета «Атлантида»

    В 1992 году на Урале распространяется мистическое движение, ставшее сплавом

    неоязычества, христианства и оккультизма. Основополагающим сакральным писанием его

    последователи считают тексты Павла Бажова, за что получают название «бажовцы».

    Свои акции они освещают в собственной ежемесячной газете «Атлантида». (тираж: 1500 -

    5000 экз.)

  • Журнал «Буддизм России»

    Журнал издается Российской Ассоциацией Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью с 1994 года и предназначен для широкой аудитории: в «Буддизме России» публикуются материалы, посвященные теории и практике буддизма, работе Центров Карма Кагью, жизни современных буддистов. Распространялся и в Челябинске и существует до сих пор.

  • Журнал «Сторожевая башня»
    Официальную регистрацию в России свидетели Иеговы получили в 1991 году. Их учение классифицируют как протестантское. Некоторые российские исследователи и религиоведы причисляют свидетелей Иеговы к сектам. Общество Сторожевой башни сообщает о тиражах 24,4 млн. экземпляров.
  • Радиостанция
    «Харе Кришна»
    Челябинск стал крупным проповедническим центром сознания Кришны. В 1991 – 1993 выход в эфир радиостанции «Харе Кришна» c круглосуточным вещанием. Первое распространение книг Шрилы Прабхупады на улицах города.
Игра по общим правилам
1997 – 2006
Для борьбы с тоталитарными сектами правительство решает вывести религию в правовое поле. В 1997 принимается закон «О свободе совести и религиозных объединениях», который устанавливает традиционные для РФ религии: Ислам, Православие, Иудаизм, Буддизм, но при этом признает равенство всех объединений в правах и обязанностях. Крупнейшие религиозные организации выпускают СМИ во всех возможных форматах: печать, ТВ, радио, интернет.
Мишаня:
Как дела с челябинской журналистикой в этот период?
Марк:
Челябинская конфессиональная пресса не сформирована и существует в виде литературы и брошюр.
Мишаня:
И все? А как же новости на ТВ, сайтах, социальных сетях, газетах и так далее?
Марк:
А, ну этого полно, конечно, информацию сложно найти и она утеряна, но что-то осталось. Например «Символ веры» на ОТВ или новости на 74.ru. Ну и банально религиозные группы в Вконтакте, сайты церквей.
Наше время «Я – Ты – Мы – СМИ»
2006 - 2023
Развитие интернета, блоггинг и социальных сетей подтолкнуло пользователей к созданию и публикации авторского контента.
В Челябинской области, согласно данным за 2011 год, зарегистрировано более трехсот
различных легальных религиозных организаций.
С 2012 года в печатном формате ежемесячно издается газета «Челябинские епархиальные
ведомости». (Тираж: 1000 экз).
С 2022 года ЮУрГУ открывает кафедру теологии с возможностью работы в том числе в средствах массовой информации.

«Религия угрожает, вдохновляет, утешает, провоцирует, обнадеживает в обыденности и требует привести свою жизнь в соответствие с нормами. Это путь к достижению мира и причина объявления войны»

— Крэйг Кэлхун
Анализ современного конфессионального СМИ
Наши дни
Сейчас о конфессиях пишут, говорят, снимают. Создаются спецпроекты о истории религии. Секты ушли в подполье, но все еще существуют. А простые священники борются за внимание читателей и зрителей наравне с блогерами.
Меня мало, но я очень стараюсь
Меня показывают часто, приглашают различных священников или людей связанных с мистикой
Обо мне пишут часто и много, я часть культуры
Печать
К сожалению, на полках киосков сложно найти религиозную литературу, но многие церкви распространяют свои газеты. В основном, в таких изданиях можно найти информацию о предстоящих религиозных праздниках, интересных блюдах на пост или интервью с представителями конфессии. Помимо газет, есть журналы посвященные мистике и в целом веры в паранормальное. В содержании можно найти ответы на вопросы читателей, предсказания, молитвы, способы гадания или толкование сновидений.
Они очень локальны, но в любом случае рассказывают о другой стороне жизни – религиозной и мистической.
Медиа – храм
Работа редакции? А что насчёт экскурсии для начала? Наш корреспондент пришёл в храм Святой Троицы чтобы забраться в самые потаённые места как здания, так и внутренней кухни редакции.
Телевидение и Радио
В основном на телевидении показывают необычные события в религиозных организациях или взаимодействия их с другими организациями. Немало сюжетов о праздниках, особенно, которые проводятся на улицах города.

Радио же, в рамках своей специфики, в эфирах спрашивает мнение представителей конфессий о событиях или новых тенденциях.
Интернет
Спецпроекты
Для сохранения истории и культуры, создаются спецпроекты, лонгриды или подкасты. Это помогает не только познакомиться с верой, но и узнать что-то новое.
Сайты Церквей
Многие церкви имеет свой сайт, где анонсируют мероприятия и рассказывают о важных событиях организации.
Группы в Вконтакте
Многие организации, не только конфессиональные, но и оккультные имеют группу в Вконтакте. Объединяет их то, что они делятся тем, что им важно. Стихами, жизнью прихожан или праздниками, которые важны для той или иной общины.
Новости в СМИ
Каждый новостной сайт рассказывает о интересных и необычных событиях в жизни города. Челябинск не исключение, а церковь может дать необычный инфоповод. О празднике или взаимодействия церкви с другими структурами. Охотнее пишут о священниках, которые ведут активный образ жизни: катаются на мотоциклах, ведут блоги, открывают спецпроект или необычно выглядят необычно.
Анализ блогосферы
Блогеры Челябинска
Каналы церковнослужителей, которые могут заинтересовать своим контентом даже закоренелого атеиста
PopBloger
Священник церкви, который активно введет свой блог, снимает шортсы и рассказывает в рясе о насущных проблемах.
Храм Невского
Ютуб канал церкви, где священники рассказывают свое мнение о событиях, проводят «Беседы с Батюшкой» и рассказывают историю религии.
Иоанн Карабидович
Мотоциклист-священник снимает трансляции о своей жизни, поездках по заброшенным церквям Челябинска и клипы в Вконтакте.
Вывод
Во времена Советского союза религиозные проявления очень сильно притеснялись и ограничивались и считались чуть ли не самым страшным преступлением, но в 90-х религия получила полную свободу, из за чего она могла проявиться во всех аспектах, даже не в самых лучших. Сейчас религия вступила в эпоху ренессанса и существует во многих современных медиа Вконтакте, ТикТок, YouTube и так далее благодаря чему, ей могут заинтересоваться в том числе и современные подростки.
Команда проекта
Те, кто познавал конфессиональную журналистику Челябинска и преисполнился
  • Марк Полохов
    Корреспондент
  • Михаил Распопов
    Видеограф
  • Александр Петров
    Главный редактор
  • Всеволод Бутов
    Корректор
  • Василиса Бобина
    Дизайнер