Легенды об Аркаиме
Аркаим - уникальное укрепленное поселение, памятник археологии в Челябинской области. В последние десятилетия Аркаим приобрел статус одного из самых мистических мест России. Это место-загадка, «место силы». Аркаим является объектом культурного наследия России федерального значения. Сегодня на территории древнего поселения действует государственный музей-заповедник «Аркаим».

Предлагаем вам ознакомиться с краткой историей Аркаима.
В 1991 г. на базе аркаимской долины был учрежден государственный историко-культурный заповедник «Аркаим», на территории которого продолжались исследования.
В 1995 г. развернулось масштабное строительство постоянного музея «Природы и человека».
Аркаим был обнаружен в 1987 г. археологами С. Г. Боталовым и В. С. Мосиным, проводившими исследования в данном районе перед строительством Больше-Караганского водохранилища.
хронология событий
Возраст Аркаима оценивается в 3,6 – 3,7 тысяч лет.
Первое упоминание датируется на рубеже III и II тыс. до н. э., что свидетельствует о наличии цивилизации на 5-6 веков старше, чем гомеровская Троя.
Открытие музея «Природы и человека» в 2005 году.
Историческое прошлое Аркаима покрыто тайнами и загадками. Легенды о его происхождении и дальнейшем развитии не теряют своей актуальности уже несколько десятилетий. Кто населял эти территории? Что означали все эти сооружения? Что же заставило аркаимцев покинуть эти места? Над ответами на эти вопросы учёные работают и по сей день. Некоторые версии составляются на основе сказаний, наиболее ярко иллюстрирующих то время.

Предлагаем вам окунуться в мир легенд Аркаима!

Аркаим относят к синташтинской культуре, которую большинство исследователей связывают с ранними индоиранцами. Индоиранцы создали памятники «Ригведа» и «Авеста».

Открытие Синташты и Аркаима подтвердило культурный облик арийских племен, воссозданный на базе данных лингвистики и письменных источников. Согласно гипотезе Г. Б. Здановича прародина ариев – Южный Урал.

В интерпретации культурологического содержания феномена Аркаим проводятся параллели с мифами, отраженными в индоиранских текстах Ригведа и Авеста.
Культурный облик аркаимцев, воссозданный по археологическим и письменным источникам, указывает на форму их исторического сознания: мифологизирование истории, основанное на мифологическом миропонимании, раскрывающее содержание посредством мифа, которое начинается из космогонических мифов и в силу синкретизма архаичного мышления не отделено от древних теогоний, космологических моделей становления и разрушения.

Субъект исторического действия – фигура героя, творящая историю и личность, сообщество – объект ее волеизъявления. Характерна идея «мистической партиципации» – сверхъестественное соучастие мифических героев прошлого (богов, предков) в их жизни. Идея опирается на концепцию последовательности «первого» времени творцов истории, времени жизни потомков и параллельность этих временных пластов, где героическое прошлое вторгается в настоящее. Лейтмотив – «священная история» творения, пересотворение судьбы сообщества мифическими героями.





Космос – доминирующее начало в жизни древнего человека. Все события осмыслялись через уподобление акту космогонии. Города строились согласно представлениям об устройстве Вселенной. В основе города – космическая модель. Человек жил в этой Вселенной, взаимодействуя с ней через ритуал, производство предметов быта, украшений, архитектуры, формы которой несли семантическую нагрузку.

Конструктивная сила творческого воображения людей, живущих в единстве с природой, космосом, вносила символические структуры в реальность, воплощая в моделях городов представление о мире. Поселения аркаимского типа расположены в поймах рек и окружены водой. Самые ранние имеют форму овала или яйца. Затем возникают круговые и квадратные фортификационные конструкции.

Создавая города в форме овалов, кругов, квадратов люди бронзового века заново моделировали Вселенную, отождествляя себя с персонажем мифа Йимой.

Строительство Аркаима – это особый ритуал, необходимый акт творения Космоса как в мифические времена. Архитектоническая символика Центра в аркаимском мифе: священные гора, город, площадь – место встречи Неба и Земли в Центре, Оси Мира. Стремление определить место жизни в центре мира характерно для любого локального сообщества: чтобы обрести устойчивость, реальность, место должно быть спроецировано на Центр Мира.



Куда делись тысячи древних, которые населяли эти земли? Они построили так много всего, что добровольно покинуть эти края не могли. Кругом все в костях и погребальных курганах. На мотив голливудского сценария в этом можно усмотреть мистику. Всех убил неизвестный вирус, а может, что-то более страшное! Есть теории, что Аркаим был сожжен самими жителями. Зачем?

По одной из версий они были огнепоклонниками, по другой чтобы их дома не достались чужакам. Следы пожара встречаются, но нет сгоревшей утвари и тел. Значит все добро забрали перед пожаром. Ученые говорят, что аркаимцы просто ушли. В древности масштабные смены места жительства вполне нормальное явление. Люди двигались в сторону медных месторождений и в поисках других ресурсов, самый ценный из которых лошади и скот. А затем народ рассеялся по Евразии и перемешался с другими племенами.





В практике Страны городов ритуальные сожжения жилищ диктовались, по-видимому, религиозными соображениями.

Город-дом сжигался, несомненно, самими жителями, которые
тщательно готовили его к обряду сожжения: убирались из дома
все ценные предметы, выносилось имущество, о человеческих
жертвах речи и вообще быть не может, но главное открывались все потолочные люки, все двери, выходящие на центральную улицу, чтобы обеспечить свободный доступ воздуха в кольца жилищ.

Вскоре на пожарище возводился новый дом, повторявший всю планировку предшественника. В этом ритуальном сожжении отражалось мировоззрение древних, хотя до сих пор сложно установить, чем определялся этот пожар.





Могильники Страны городов представляют собой ямы-склепы, где практически всегда обнаруживаются останки нескольких человек (возможно, обряд включал в себя умерщвление сопровождающих).

Сразу по смерти человеку придавалась скорченная поза, имитирующая внутриутробное положение: рожденный из утробы матери, человек уходил навечно в утробу Матери-Земли.

Само построение могильника-склепа указывало и на закономерность философии Космоса: человек оказывался вписан в ритуальное пространство вселенной, где его мертвое тело было одновременно центром мироздания и частицей общего целого. С этой точки зрения чрезвычайно значимой представляется традиция насыпания курганов на месте захоронения человека.



















Куда пропали жители Аркаима?
Ритуальные сожжения жилищ
Погребальный обряд
Культурный облик аркаимцев
Космическая модель Аркаима
Центральная площадь
Жилища
Внутренняя оборонительная стена
Круговая улица
Внешняя оборонительная стена
Центральный вход

Существует множество таинственных сказаний и разнообразных историй об Аркаиме, рассказывать и слушать их можно вечно. При этом важно отличать правдивые и достоверные факты ото лжи и фантазий.


Ниже приведены некоторые популярные заблуждения, относящиеся к истории Аркаима, и их опровержения.

Аркаим остается одной из загадок нашей планеты. Нам еще предстоит узнать множество информации о его создателях, их жизни и исчезновении. Однако даже без этих фактов Аркаим не оставляет равнодушными тех, кто прикоснулся к его феномену. Давая ощущение принадлежности к истории и гармонии с бесконечно большим, живым и изменчивым миром, Страна городов становится местом силы и неугасающей энергии, которая доступна каждому, чья душа рвется разгадать тайны прошлого.
Литература
  • Лобанкова И. П. Мифологические параллели феномена Аркаим. Вестник Челябинского государственного университета, 2008.
  • Супруненко Ю. П. Тайны Аркаима. М.: Издательство Вече, 2015.
  • Куприянова Е. В. Аркаим: рождение легенды. Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Край Ра», 2021.
Авторы проекта
  • Нетреба Алёна Дмитриевна ЖСО-101 Факультет журналистики ЧелГУ
  • Пермякова Елизавета Романовна ЖСО-101 Факультет журналистики ЧелГУ
  • Седов Егор Васильевич ЖСО-101 Факультет журналистики ЧелГУ
  • Юшкова Мария Алексеевна ЖСО-101 Факультет журналистики ЧелГУ