Опасность быть убитым постоянно подстерегала фотокорреспондентов и кинооператоров.
Пишущий журналист мог набрать свой материал в штабе воинской части, на командном пункте или же наблюдать за ходом боя на более-менее безопасном расстоянии, то фотокорреспондент всегда находился в гуще событий, чтобы запечатлеть на пленку.

Советские фотокорреспонденты времен Великой Отечественной войны
За четыре года войны военными фотокорреспондентами сделаны десятки тысяч негативов, запечатлевших напряженные бои 1941 года, горечь отступления и первые победы, фронтовые будни и героический труд, страшные следы войны в разрушенных городах и сожженных деревнях. Главными героями фотографий были простые солдаты и офицеры, те, с кем фотокорреспондент делил тяготы войны, с кем ходил в атаку и рискуя своей жизнью создавал страницы исторической памяти.
Евгений Халдей
Без названия (Артиллеристы).
Севастополь 1944
РОСФОТО
Во время Великой Отечественной войны многие фотокоры из всех регионов страны были направлены в действующие армейские части, где включились в создание военной фотохроники. В их числе были авторы: Ю. Пясецкий, С. Колонин, П. Жуковский, Е. Копыт, А. Дитлов, Б. Пушкин, К. Фарафонов, В. Иванов, С. Савенко, А. Фатеев, Б. Невзоров, Э. Евзерихин, Ф. Кислов, И. Озерский, Б. Уткин, В. Федосеев, Б. Вильяшев, Д. Трахтенберг, Л. Великжанин, Е. Халдей, С. Фрилянд, М. Альперт, М. Редькин, А. Шайхет.

Эту фотографию
знают все

Комбат. Фотограф Макс Альперт.
В результате экспертизы удалось выяснить, что на снимке изображен не командир батальона 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии, как считал автор фото, а политрук Алексей Еременко, взявший на себя командование после смерти командира и сам геройски погибший.
Макс Альперт занял позицию в окопе. В этот момент началась атака немцев, Альперт увидел командира и сразу его сфотографировал. В тот же самый момент осколок разбил объектив фотоаппарата. Сидя в окопе и пытаясь спасти разбитый фотоаппарат, он услышал: «Комбата убили». Имя и должность командира остались автору неизвестны.
Впоследствии, когда фотография была обнародована, Макс Альперт получил множество писем из самых разных уголков страны – люди узнавали в командире своего родственника, друга, а некоторые даже самих себя.
В 1970-е годы журналисты «Комсомольской правды» решили провести официальное расследование и попытаться установить личность офицера, изображенного на снимке.

Истории
самых известных
фотографий
и их авторов

1

На фото: Экипаж советского бронеавтомобиля БА-10: старший сержант Евгений Эндрексон, сержант Владимир Поршаков и овчарка Джульбарс.
Место и время съемки: Ростов-на-Дону, 1943 год
Автор: Эммануил Евзерихин
Тем не менее это не умаляет всех заслуг Джульбарса. Овчарка находилась в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады. С сентября 1944-го по август 1945 года пес обнаружил около 7500 мин и более 150 снарядов. Джульбарс участвовал в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии. Ну, а в 1943 году в Ростове-на-Дону он попал в кадр знаменитого фотожурналиста Эммануила Евзерихина. Кстати, сам Евзерихин родом из Ростова-на-Дону, в годы войны снимал на многих фронтах и закончил войну в Праге.


В интернете можно найти информацию о том, что миноискатель Джульбарс стал единственным псом, награжденным медалью «За боевые заслуги», а на Параде Победы в 1945 году его раненого несли по Красной площади на личном кителе Сталина. Пес такой действительно воевал и прошагал по военным дорогам тысячи километров, как и другие 6 тыс. четвероногих миноискателей – Шарики, Дики, Мухтары... Но история с Парадом – лишь красивая легенда. Джульбарс не участвовал в Параде Победы, так как на тот момент «пес был очень больной и раненый».


2

Знамя Победы над рейхстагом. Фото Евгения Халдея.

Первый флаг был установлен вдали от рейхстага, на крыше штаба 8-й гвардейской армии, возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Второй — над Бранденбургскими воротами. Когда Халдей добрался до рейхстага, флагов было установлено уже очень много. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу. Найдя удобную точку для съёмки, он отснял две кассеты.


Евгений Халдей

Знамя победы

Начало пути
Классик советского фотоискусства военных лет Евгений Халдей родился в 1917 году в Юзовке. Первый снимок он сделал в возрасте 13 лет камерой, которую собрал самостоятельно из двух картонных коробок и линзы от очков в качестве объектива. В 18 лет он начал работать фотокорреспондентом, печатался в украинских газетах, а вскоре его снимки стали появляться в московской прессе.
С 1939 года Евгений Халдей работал корреспондентом «Фотохроники ТАСС». Он прошел долгий путь от Мурманска до Берлина, тысячи километров на кораблях, самолетах, машинах, танках, оленях и пешком по дорогам войны.

ВОВ

Творчество Евгения Халдея неотделимо от истории Второй мировой войны. По его фотографиям страна судила о всех бедствиях войны, а некоторые снимки были предъявлены в качестве доказательств в Нюрнбергский трибунал. Фотограф зафиксировал то, как и чем жили люди в наиболее тяжелые годы испытаний, когда решалась судьба человечества.

Его фотографии — это не столько свидетельство военного времени, сколько эмоциональное переживание. Героизм и мужество обыкновенного человека на войне, радость побед и боль поражений, человеческие потери — все это Евгений Ананьевич пережил сам. Его работы пронизаны собственной болью за страну, за поражения и потери, и страстным желанием дожить до победы.


3

БОРИС КУДОЯРОВ

ЛИЦО БЛОКАДЫ

Классика репортажа
Борис Кудояров — выдающийся мастер фоторепортажа. В годы блокады, будучи военным корреспондентом «Комсомольской правды», Кудояров проработал все 900 дней в окруженном городе с ленинградцами, в первом эшелоне — вместе с воинами-защитниками.
На основе документов и фоторабот Бориса Кудоярова написаны и иллюстрированы многие книги, посвященные героической борьбе за Ленинград. «Ленинградский цикл» Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа.

«…снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Её обязан вести каждый репортер, ибо он ответственен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем…»

Борис Павлович Кудояров

Женщины
военные
фотокорреспонденты

Их было семь:
  • Наталья Федоровна Боде,
  • Ольга Всеволодовна Игнатович,
  • Мария Ивановна Калашникова,
  • Ольга Александровна Ландер,
  • Елизавета Сергеевна Микулина,
  • Галина Захаровна Санько,
  • Елена Феликсовна Эварт.
Семь женщин. Те, о ком мы знаем сегодня. Возможно, смелых женщин с фотоаппаратами было больше.

Интересный факт: боевые ордена и медали женщин военных фотокорреспондентов были результатом не их журналистских заслуг, но оценкой их личного участия в боевых операциях.
Галина Санько.
Освобождение концлагеря.
Петрозаводск. 1944.
Наталья Боде.
Бронебойщики на Курской дуге. 1943.
Ольга Игнатович.
Концентрационный лагерь Майданек. Печи крематория.
Польша, после 22 июля 1944
На долю Ольги Всеволодовны в январе 1945-го выпадет съемка Освенцима-Аушвица. Одна из фотографий запечатлела, как в воротах под надписью «Arbeit macht frei» стоят несколько бывших узников, поддерживая самого слабого.
Ольга Всеволодовна снимает обе чудовищные по размаху фабрики смерти нацистов, освобожденные советскими войсками. И второй раз она сосредотачивается не столько на фиксации преступлений — они те же, что в Майданеке, — но на портретах выживших, на телах и лицах, еще способных к возрождению.
После окончания их личной войны в годы послевоенных ограничений в профессии Боде, Игнатович, Ландер, Микулина предпочитают снимать «культуру и спорт», детей; к последней чувствительной теме расположена и Санько, потерявшая репрессированного мужа еще до войны. Ольга Игнатович занимается цветной фотографией, ассистирует своему брату на ответственных съемках репортажных портретов; Ландер, Микулина, Санько также активно работают в цвете.

Цитата, ставшая названием книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», точно отражает матрицу восприятия Великой Отечественной войны в нашем обществе.
Благодаря отваге военных фотокорреспондентов до наших дней дошли портреты простых тружеников войны, остановивших врага в ростовских степях и у стен Сталинграда, фотографии уличных боев, трагические снимки, сделанные на полях сражений, кадры стратегических совещаний военачальников.
Образ воина-защитника — это образ мужчины, отца, деда... Женщины на войне? Их было по разным подсчетам от пятисот тысяч до миллиона, только военнообязанных, прошедших войну в погонах, подчинявшихся приказам и живших, действовавших на фронте по уставу.

Авторы проекта:


Милана Позднякова, Дарья Верещагина, Валерия Широченкова, Анастасия Турчанинова, Дарья Малова
Фото
https://clck.ru/37Vu9e
https://clck.ru/37VuKZ
Текст
https://clck.ru/37VuKZ
https://clck.ru/37VuLL
Видео
https://youtu.be/0Qb6fxRGRIU?si=eslvnZpkUY3PtS1Z