Советские публицисты 20х – 40х гг
Советские публицисты 1920-1940 годов оставили непередаваемый след в истории российской литературы. В это время Советский Союз переживал важные политические и социальные перемены, и публицисты играли важную роль в формировании общественного мнения.
Историческая справка
Конец 20-х – 30-е годы характеризуются значительным усилением партийного контроля над средствами массовой информации. Только в 1928 г. в принятых многочисленных постановлениях ЦК ВКП(б), в том числе «Об отделе партийной жизни «Правды», «О мероприятиях по улучшению юношеской печати», «О реорганизации радиовещания», «Об обслуживании книгой массового читателя» неизменно подчеркивалось, что главной задачей средств массовой информации является коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей «боевых традиций большевистской партии», что СМИ – это «острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте».
Установка на превращение журналистики в орудие партийной пропаганды особенно энергично внедряется в связи с выходом в 1938 г. «Краткого курса истории ВКП(б)». В сентябре 1938 г. «Краткий курс» целиком публикуется на страницах «Правды» в сопровождении передовых статей «За овладение революционной теорией», «Большевистская идейность и организованность», «Обеспечить глубокое изучение истории ВКП(б)», «Непобедимая сила марксизма-ленинизма» и др.
В связи с выходом «Краткого курса» политико-идеологический контроль над средствами массовой информации достигает своего апогея. В 1938 г. партийному контролю органов цензуры по всему Советскому Союзу подвергалось: 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанций, 1200 радиоузлов, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек.
Советская публицистика 20-40 годов XX века является отражением идеологии коммунистического режима, который преобладал в СССР в те годы. В то время публицистика была политически ориентированной и служила целям пропаганды и мобилизации масс.

Одной из основных особенностей советской публицистики было стремление пропагандировать идеи коммунизма и показать его превосходство над другими идеологиями. В статьях и комментариях акцентировалось внимание на достижениях СССР, таких как индустриализация, коллективизация и пролетарская культура. Вместе с тем, критика западных идей и образа жизни была обычной практикой.

Публикации ориентировались на разные аудитории: от рабочих и крестьян до интеллигенции. В статьях и репортажах зачастую подчеркивалась роль коммунистической партии и ее руководства, а также значимость достижений СССР для рабочего класса и людей в целом.

Однако, следует отметить, что советская публицистика того времени была подвержена цензуре и самоцензуре, что ограничивало свободное выражение идей и мнений. Это приводило к стандартизации и схожести публикаций, а также боязни раскрыть сложные или проблематичные темы, что могло негативно сказаться на объективности и разнообразии публицистического материала.

Советские публицисты 1920-1940 годов были отражением времени, в котором они жили. Их работы оставили огромное наследие и продолжают быть источником вдохновения и понимания для будущих поколений.
М. Е. Кольцов - (наст. фамилия Фридлянд) (1898-1942), русский прозаик; журналист. Правофланговым советских фельетонистов был Михаил Кольцов (Фридлянд Михаил Ефимович). За 18 лет работы (с 1920-1938 гг.) им опубликовано в "Правде" около 1800 фельетонов. Каждодневная писательская хлопотливая работа доставляла Кольцову, по его признанию, огромное удовольствие. Одним из основных принципов в своей работе М. Кольцов считал выбор темы. Отбирайте до бесконечности, - советовал он начинающим журналистам. Выбирайте такой объект для фельетонного удара, который заслуживает его, которым ты действительно попадешь в цель. Фельетонист брал темы, которые интересовали миллионы читателей, мобилизовали на строительство социализма. Мишенью кольцовских фельетонов были бюрократы ("Воронежские пинкертоны"), подхалимы ("Медвежьи углы"), сутяги ("В самоварном чаду"), головотяпы ("Свежие воспоминания"), морально опустившиеся типы ("Иван в раю", "Устарелая жена"), жулики ("Люди с размахом"), - пытавшиеся приспособиться к новому строю. Выбрав тему, бей наповал - этому правилу всегда следовал фельетонист. Михаил Ефимович восстановил престиж и славу российского фельетона.
"Дробные аналитические странички, подчас подымающиеся, однако, до крупных синтетических обобщений - вот характеристика кольцовских фельетонов. Мысли и энергия Михаила Ефимовича, как говорится, били через край. Ему необычно тесно стало в рамках "Правды" и он создал журнал "Огонек". Первый номер вышел 1 апреля 1925 года. Кольцов привлек к участию в выпуске "Огонька" Катаева, Ильфа и Петрова, Бабеля, Зощенко, Мандельштама, Эренбурга и других известных писателей. Журнал быстро становится одним из самых массовых и самым читаемым
В декабре 1928 года вышел первый номер сатирического журнала "Чудак" - это также детище Кольцова. Он тогда написал А.М.Горькому: "Чудак" представительствует не желчную сатиру. Он полнокровен, весел и здоров, хотя часто гневен и вспыльчив".
Дмитрий Андреевич Фурманов. Советский писатель-прозаик, политический и военный деятель Дмитрий Фурманов прожил короткую жизнь, за которую успел внести свое имя в историю Советского Союза. Знаменитый фильм по мотивам книги автора, еще больше прославивший мужчину, вышел только через 8 лет после его смерти и на долгий срок продлил память о революционере. С ранних лет Дмитрий вел дневник, куда записывал впечатления от прочитанных книг, знакомств с людьми. Это и стало отправной точкой его литературной деятельности, отдельные отрывки записей в дальнейшем публиковались в разных изданиях и высоко ценились публикой.


Значительное место в публицистическом наследии Д. Фурманова занимает очерковый цикл о М.В. Фрунзе. Все эти очерки, опубликованные в год смерти полководца, воссоздавали не только образ беззаветной храбрости героя, но и «прекрасного, редкостного человека с мудрой головой и с детским сердцем, любившего какой-то особенной нежной любовью» свой северный Ивано-Вознесенский край.
Сознательно «переводил себя на газетчика» в конце 20-х годов В.В. Маяковский. Много было у В.В. Маяковского стихов сатирических. Свою сатиру он направлял против бюрократов, мещан, подхалимов, халтурщиков, сплетников, против всех, «кто зря сидят на труде, на коммунизме». Только в 1928 г. появились его фельетоны «Помпадур», «Халтурщик», «Столп», «Подлиза», «Сплетник», «Ханжа», «Трус» и др. Непримиримо боролся поэт против тех, «творческим методом» которых был принцип побыстрее напечататься. Сам Маяковский стремился как можно ярче и убедительнее, образнее выражать свои мысли.
Илья Ильф – русский советский писатель, журналист, сценарист. Соавтор Евгения Петрова, вместе с которым работал над романами «Золотой теленок», «Двенадцать стульев» и множеством других произведений.
В 1927 году Ильф вместе с Петровым начал работать над романом «Двенадцать стульев». Эту книгу о похождениях великого комбинатора и изобретательного мошенника Остапа Бендера можно смело назвать легендарной. Читатели с восторгом приняли произведение, что вдохновило друзей на создание новых работ.
Вершиной художественно-публицистического творчества И. Ильфа и Е. Петрова явились их совместные выступления в «Правде», начиная с 1932 г. Фельетоны «Как создавался Робинзон», «Веселящаяся единица», «Равнодушие» и многие другие, близкие к сатирическому рассказу, были «на уровне большой литературы». Нередко И. Ильф и Е. Петров прибегают к гротеску. Сатирическое преувеличение порой доводится до абсурда. В фельетоне «Клоп» сотрудники учреждения под этим странным названием не знают, зачем оно существует и как расшифровать его сокращенное название.
Лариса Михайловна Рейснер.
После Февральской революции Рейснер вела активную пропаганду среди моряков Балтийского флота, после Октябрьского переворота отвечала за охрану сокровищ Эрмитажа, одновременно работая в газете «Известия».
Рейснер в публицистике которой героика Гражданской войны получила не менее яркое отображение. Невозможно отделить Рейснер-писательницу от Рейснер-бойца Волжской флотилии, автора цикла очерков «Фронт» от участника боев под Царицыном. Некоторые очерки о фронтовых событиях появились уже после окончания войны, в том числе самый лучший из них – «Казань», напечатанный в 1922 г. в журнале «Пролетарская революция».
В качестве корреспондента «Известий» Рейснер и была направлена в ноябре 1917 года в Москву.
Отправилась она туда военным эшелоном, командиром которого был Фёдор Раскольников. В Москву они прибыли уже мужем и женой.
Раскольников стал комиссаром Морского генерального штаба и летом 1918 года был направлен на Восточный фронт. Лариса поехала туда вместе с мужем. Очерки, которые она писала оттуда для «Известий», вошли в дальнейшем в книгу «Фронт».
Рейснер ходила на разведку в занятую чехами Казань, затем в сопровождении всего одного матроса совершила разведывательный рейд в Свияжск. 20 декабря 1918 года народный комиссар РСФСР по военным и морским делам Лев Троцкий назначил нового комиссара Морского генерального штаба — Ларису Рейснер.
В послевоенное время в «Известиях», в журналах «Прожектор» и «Красная нива» постоянно публикуются очерки из цикла «Уголь, железо и живые люди». В очерках «Маркин», «Казань», «Астрахань», «Астрахань – Баку», «Казань – Сарапул» запечатлены моряки Волжской флотилии с «их голодом и героизмом», Астрахань, согретая ранней весной 1919 г., среди совершенно голых и неподвижных холмов Каспийского побережья, Казань с уходящими из города, спасающимися от Колчака жителями.
К началу 1940 г. писатели и журналисты русской эмиграции находились в тяжелейшем положении. В воспоминаниях Н. Берберовой, относящихся к 1940 г, читаем: «В прошлом году на продавленном диване, на рваных простынях, худой, обросший без денег на доктора и лекарства умирал Ходасевич. В этом году – прихожу к Набокову: лежит точно такой же». И все-таки творческий процесс журналистики русского зарубежья продолжался.
Е.П. ПЕТРОВ (1902–1942)
Русский советский писатель, сценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Кавалер ордена Ленина (1939). Член ВКП(Б) с 1939 года.
Соавтор Ильи Ильфа, вместе с которым написал романы «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», книгу «Одноэтажная Америка», ряд киносценариев, повести, очерки, водевили.
Брат писателя Валентина Катаева. Отец кинооператора Петра Катаева и композитора Ильи Катаева. Вероятный прототип Павлика Бачея из повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» и его же романа «Хуторок в степи», а также прообраз Володи Патрикеева из повести Александра Козачинского «Зеленый фургон». Главный редактор журнала «Огонек» c 1938 года. После смерти Ильфа работал самостоятельно или в соавторстве с писателем Георгием Мунблинтом над киносценариями и фельетонами. В годы Великой Отечественной войны — фронтовой корреспондент. Погиб в авиакатастрофе в 1942 году. Произведения Ильфа и Петрова были переведены на десятки языков мира, выдержали большое количество переизданий, неоднократно экранизировались и инсценировались.
Ф.Ф. РАСКОЛЬНИКОВ — советский военный и государственный деятель, писатель и редактор, цензор.
В апреле 1938 года по вызову из наркомата иностранных дел СССР, предвидя возможный арест, с женой и ребёнком выехал поездом из Софии. Во время пересадки в Берлине, приобретя на вокзале газету, узнал о своём смещении с должности полпреда. Жил в Париже, откуда писал письма Сталину, прося оставить ему советское гражданство и объясняя «временную задержку» за границей разными формальными причинами.
26 июля 1938 года опубликовал в парижской русской эмигрантской газете «Последние новости» протестное письмо «Как меня сделали „врагом народа“».
17 июля 1939 года Верховный суд СССР задним числом объявил Ф. Ф. Раскольникова вне закона, что согласно постановлению ЦИК СССР от 21 ноября 1929 года «Об объявлении вне закона должностных лиц — граждан СССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в СССР», влекло расстрел осуждённого через 24 часа после удостоверения его личности.
17 августа 1939 года Раскольников закончил работу над знаменитым «Открытым письмом Сталину», в котором обличал репрессивную сталинскую политику в отношении конкретных лиц прежнего руководства большевистской партии и рядовых советских граждан. Опубликовано оно было уже после смерти Раскольникова, 1 октября 1939 года, в эмигрантском издании «Новая Россия».
Война сразу же изменила весь облик советской печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство». После закрытия «Совхозной газеты» и газеты «Животноводство» интересующие их читателей проблемы стали освещаться в газете «Социалистическое земледелие».
Значительно сократилось число местных изданий. В Московской области перестали выходить 57 многотиражных газет с общим тиражом около 60 тыс. экземпляров. В Ленинграде и Ленинградской области закрыли 8 журналов и более 180 многотиражных газет. В результате подобных мер к 1942 г. в стране осталось 4560 газет, в то время, как в предвоенном 1940 г. их насчитывалось около 9000, а общий тираж прессы с 38 млн. уменьшился до 18 млн. экземпляров.
Таким образом, советская публицистика 20-40 годов XX века была важным инструментом пропаганды коммунистических идей и призывов к мобилизации. Несмотря на ее ограничения, она представляла собой отражение идеологического контекста и обстановки в те годы, что делает ее исторически значимой.
Над проектом работали:
  • Кристина Долбня
    Журналист
  • Екатерина Шалагина
    Веб-дизайнер, верстальщик
  • Виктория Петрищева
    Журналист